Стяжи Дух мирный

Доклад на конференции 13 июня 2022 г.
Матвеев Сергей Ильич, генеральный директор Фонд христианского просвещения и милосердия имени святителя Луки Войно-Ясенецкого

Прозрение, которое Христос дает на природу зла таково: за всеми проявлениями зла стоит некая духовная сила, которую называют в Библии сатаной и дьяволом, сила, которая хочет разрушить дело Божие. Действие этой силы проявляется так, что она старается ранить человека и спровоцировать его на то, чтобы энергия зла возросла в этом мире. Зло имеет волевое и энергетическое начало. Волевое в том, что человек может выбрать зло, но может покаяться и тем самым отвергнуть зло. Однако совершенное зло уже действует в мире и его энергию необходимо остановить, и вопрос всякий раз в том, кто и как его сможет остановить. Эта энергия способна вдохновлять людей на новое зло, оно стремится к воплощению, так что могут возникнуть целые движения, которые будут являть собой зло.

Согласно Христу, есть только один способ противостоять разгулу зла в мире – человек должен принять удар на себя и совершить что-то внутри своего сердца и не заразиться злом, для чего необходимо стяжать Дух мирный. Нужно трезво понимать, как побеждали зло первые христиане: стойкостью, молитвой и словом, которое рождалось от Духа Святого.

Самое важное здесь то, что в молитве открывается любовь, плод любви прощение, а плод прощения – мир. Этот духовный труд, который человек проделывает – молитвой и любовью, в христианской традиции и называется творением мира или миротворчеством. Христианство признает некое насилие над злом, но в плане внутреннем – в прогнании зла от своего сердца, чтобы самому не стать носителем зла.

Все злые помыслы, все страсти должны быть жесточайшим образом уничтожены в самом их начале, без этого человек не может обрести в себе мир и принести его другим. Только в той мере, в какой ему удается стяжать Духа Святого, Духа мирного, он становится способным быть и творить мир, т.к. само присутствие Святого Духа действует на людей, и зло удаляется от них. В присутствии святости и Духа Святого человек может покаяться и увидеть свою неправоту. Пример тому св. Иоанн Кронштадский на проповеди которого люди плакали и каялись в своих грехах.

Нужно учиться твердо, спокойно и кротко принимать удары зла, не озлобляясь самому, но и не поступаясь ни йотой правды. Каждый, кто хочет идти к добру, не может миновать крестного пути, и мы должны идти по этому пути, всегда бороться за человека и бороться против зла в нем и вокруг него. Иногда мы настроены против человека, играем со злом, оставляем ему место в себе. Чтобы победить зло, победить малое зло, которое нападает на нас, надо следовать духовным советам святых отцов. Как говорили отцы – тебя гонят, ты не гони, тебя бьют ты не бей. Зло, которое нападает на нас – малое зло, зло, которое исходит из нашего сердца – большое зло. Если мы начинаем бороться со злом при помощи зла, это зло проникает в нас, и мы сами становимся носителями зла. Попадая под власть зла человек проходит 3 ступени: первая ступень – человек творит зло и мучается, вторая – человек начинает испытывать радость от зла, третья – зло становиться внутренней потребностью человека.

Человек призван Христом ни при каких обстоятельствах он не пропускать зло через себя, помнить: «На мне оно должно остановиться!». Мир состоит в том, что я не пустил зло дальше. Особое коварство зла в том, что оно часто приходит к нам через самых близких людей.

Главное орудие стяжания мира – молитва. Молитва помогает нам сохранить разум в чистоте, не поддаваться заблуждениям, преодолевать в себе мелочность и гнев, избегать иллюзий, не попадать во власть жажды мести и, главное, помогает преодолеть страхи, которые не дают стяжать мирный дух. Благодать молитвы так же помогает больше любить.

Зло, прежде всего, пытается лишить нас мира и единственное, что может победить его – это хранение мира с самим собой и с Богом. Истинная победа над злом достигается через то, что человек начинает жить, а не бороться, начинает жить с Богом, всегда находясь с ним в общении, которое есть плод стяжания Духа Святого, Духа мира.

В окончании доклада хочется привести слова из молитвы составленной в заключении Серафимом (Звездинским): «Мир Сына Твоего глубочайший, тишайший и всякий ум превосходящий, подоеши Ты, Владычице, душе, измученной борьбой и в веселии к Тебе прибегающей, и борьбу утишаеши, тишину в сердце водворяеши. За сей мир, за сию тишину я Тя, Заступницу мою, Милосердную Матерь, бренными устами ублажаю, хвалю, пою, величаю. Аминь.”