Протоиерей Николай Лызлов
Священное Писание свидетельствует:
«БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ» (1 Ин. 4,8).
Святитель Григорий Богослов (память 25.1/7.2/.389): «Мы чтим любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь (1 Ин. 4,8), и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени» (Святитель Григорий Богослов «Творения» т.1, М., 2010, с.286).
Преп. Симеон Новый Богослов (12/25/.3.1021): «Любовьесть не имя, но божественная СУЩНОСТЬ, сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская» (Преподобный Симеон Новый Богослов «Творения» т.3 «Божественные гимны» изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993, с.220).
Доктор богословия honoris causa, профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов: «В истории религиозного сознания мы практически не найдем ни одной религии, где столь бы ярко и столь сильно была выражена идея того, что «Бог есть Любовь». Можно было бы сказать даже еще сильнее – такой идеи вообще не было. Была идея о Боге Милостивом, верно, о Боге, который может осиять любовью человека, верно, о Боге справедливом, который покарает зло и наградит праведного, было все это, было. Но вы понимаете, какая разница в христианском учении о Боге Любви и даже о том справедливом, любвеобильном, милующем Боге, идея которого действительно была в дохристианских, подчас некоторых религиях, которые затем выразились и в пост христианских сознаниях, например, в мусульманстве, где Аллах рассматривается, как справедливый и всемилостивый.
В чем различие? А различие здесь вот в чем. Во-первых, во всех этих религиях Бог стоит над миром, над человеком. Он всемогущий, и Он, если хочет, Он может помиловать. Более того Он, будучи справедливым, Он может установить правду на земле. Вы слышите? Он стоит над всеми и Он, если хочет, то Он и делает. И Он хочет этого. Христианство же утверждает совершенно другую мысль. Оно говорит о том, что Бог не только, если хочет помилует, а само Его существо, если хотите Бога, насколько это доступно нашему человеческому восприятию и сознанию, само существо Его есть Любовь. Более того, если хотите, хотя меня осудят за некорректность слов, но я бы сказал даже так: Бог не может не помиловать, не любить человека, именно само Его существо и есть любовь. Это выражено в прекрасных словах Евангельских: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Это выражено с потрясающей силой, какой-нибудь писатель сказал бы, с потрясающим драматизмом. Это выражено в Боговоплощении и в крестной жертве. Это настолько не соответствует человеческому сознанию, что апостол Павел выразил это с полным основанием, когда сказал: «Мы проповедуем Христа распятого, иудеям соблазн, эллинам безумие» (Интернет версия А.И. Осипов «Бог есть любовь»).
Сщмч. Игнатий Богоносец (20.12/2.1/.117): «Утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа» («Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев 2001, с.288).
Епископ Варнава (Беляев, †6.5.1963): «Будучи ипостасной, Любовь есть Христос и Бог наш, Который для того сошёл на землю, соделался человеком, восприняв на себя и нашу земную плоть, чтоб сделать нас причастными Своего Божества» (Епископ Варнава (Беляев) «Основы искусства святости» т.1, Нижний Новгород, 1994, с.173).
«Немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков» Майстер Экхарт (†ок.1328): «Сегодня читается Послание, в коем св. Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4,16). Однако я говорю: «Бог-любовь, и кто в любви, тот в Боге, и Он в нём». Говоря «Бог-любовь», я имею в виду одно целое. Ибо подумайте, если говорят: «Бог есть любовь», то может возникнуть вопрос, какая любовь, ведь существует не одна любовь, и тем самым можно отвернуться от единого целого. Но дабы сохранить перед собой это целое, я говорю: «Бог-любовь».
Бог улавливает Своей любовью все творения, дабы пробудить в них желание любить Его. Если меня спросят, что есть Бог, то я отвечу: Бог есть благо, как таковое Он преследует Своей любовью все творения, и только для того, чтобы направлять их любовь обратно к Себе; какое же счастье дарует Бог; будучи Сам целью их стремлений» (Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения» СПб., 2008, с.201).
Епископ Антоний (Храповицкий†28.7.1936)впоследствии митрополит, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей: «Веровать во Христа значит веровать в «любовь», чрез Него получившую своё высшее оправдание, признавать именно любовь за высший закон жизни и руководиться ею» /Еп. Антоний (Храповицкий) «Собрание сочинений» т.2, с.103/ (Цитата по книге: С.М. Зарин «Аскетизм по православно-христианскому учению» М., 1996, с.364).
*****
Святое Евангелие:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).
/Мартин Лютер (†18.2.1546)* называл этот текст Библией в миниатюре. При чтении его на своем предсмертном ложе он сказал: «В этих словах мое единственное утешение и надежда«. В одной из своих проповедей он сказал: «От этих слов печальное сердце становится радостным, а духовно мертвое сердце обретает новую жизнь»/.
«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10,45).
Апостол Павел: «Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых.
Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5,6-8).
Преп. Исаак Сирин (28.1/10.2/.VI в): «И почему был Он повешен на Кресте ради грешников, предав Своё святое тело за мир? Я говорю, что Бог сделал это ни по какой другой причине, кроме как явить миру любовь, которой Он обладает. Его целью было, чтобы, когда мы осознаем это, любовь наша возросла в нас, и мы были пленены любовью Его, ибо смертью Сына Своего Он способствовал этому явлению великой силы Царства Божия, которое есть ЛЮБОВЬ. Смерть Господа нашего была не для искупления нашего от греха и не для какой-либо иной цели, а единственно для того, чтобы мир познал любовь, которую Бог имеет к твари» (Цитата по книге: Иеромонах Илларион (Алфеев) «Мир Исаака Сирина» М., 1998, с.57).
Преп. Силуан Афонский (11.9/24/.1938): «О, как любит Господь Своё создание» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. – Ново-Казачье – Минск, 1991, с.332).
*****
Являясь по своей сущностью Любовью, «так» любя людей, Бог и от них ждёт любви.
В ответ на вопрос фарисея:
«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя,
на сих двух заповедях утверждаются ВЕСЬзакон и пророки» (Мф. 22,36-40).
Последний раз в Своей земной жизни беседуя на Тайной Вечери со Своими учениками, Спаситель трижды произносит заповедь/1/:
«Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15,17),
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга;как Я возлюбил вас.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,12,13).
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга;
По тому узнают все, что вы Мои ученики, ЕСЛИ будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,34-35).
Апостол Петр: «постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петр. 1,22).
Апостол Павел: «… любовью служите друг другу
Ибо весь законв одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5,13-14).
Апостол Иоанн Богослов: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь,ПОТОМУ ЧТО любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Ин. 3,14,15).
Апостол Павел: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3,14).
Апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – НИЧТО.
И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13,1-4).
«А вас же Господь да исполнит и ПРЕИСПОЛНИТ ЛЮБОВЬЮ друг ко другу и ко всем» (1 Фес. 3,12).
В «Житие Святаго Иоанна Богослова» говорится: «Когда он стал стар и немощен, ученики носили его в храм, но он уже не мог говорить долгих проповедей, поэтому наставлял только местных епископов, чтобы помочь им лучше исполнять их обязанности после его кончины. Наконец, когда силы совсем покинули его, говорил лишь: «Детки, любите друг друга» непрестанно повторяя эти слова. На вопрос, почему он так делает, он отвечал: «Это – заповедь Божия, и если вы ее соблюдете, этого довольно, чтобы войти в жизнь вечную» («Жития Святых святителя Димитрия Ростовского. Сентябрь» изд. Введенской Оптиной пустыни, 1992, с.589).
Ещё Ветхий Завет знал, что «любовь покрывает все грехи» (Прит. 10,12).
Свт. Иоанн Златоуст (14/27/.9.407): «О, несравнимая сила любви! О, неизмеримая сила любви! Ничего нет ценнее любви – ни на небе, ни на земле» («Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского» т.11, ч.2, «О любви»)».
Преп. Исаак Сирин: «Любви достаточно к тому, чтобы напитать человека вместо пищи и пития. Вот «вино, веселящее сердце человека» (Пс. 103,15). Блажен, кто испиет вина сего! Испили его невоздержные – и устыдились; испили грешники – и забыли пути преткновений; испили пьяницы – и стали постниками; испили богатые – и возжелали нищеты; испили убогие – и обогатились надеждою; испили больные – и стали сильны; испили невежды – и умудрились» («Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические» изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с.570).
Преп. Максим Исповедник (21.1/3.2/.662): «Или, сказать кратко, любовь есть свершение всяческих благ «…» Собственно говоря, только она одна представляет человека сущим по образу Творца…» («Творения преподобного Максима Исповедника книга I «Богословские и аскетические трактаты» 1993, с.147).
Преп. Иоанн Лествичник (30.3/12.4/.649):«Любовьесть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна осияния; любовь – источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь утверждение Ангелов, вечное преуспеяние» («Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы ЛЕСТВИЦА» Jordаnville, N.Y., 1963, с.250).
Преп. авва Фелассий (†660): «Одна любовь сочетавает твари с Богом и между собою в единомыслии» («Добротолюбие» т.3, М., 1998, с.313).
Преп. Антоний Великий (17/30/.1.356): «Единственный способ к познанию Бога есть ДОБРОТА» («Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с.51).
Митр. Антоний Сурожский (†4.8.2002): «Любовь – единственная сила, которая может сразиться со смертью, и НЕ БЫТЬ ПОБЕЖДЁННОЙ» (Митрополит Антоний Сурожский «Беседы о вере и Церкви» М., 1991, с.301).
Преп. Исаак Сирин: «… кто нашёл любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от того безсмертным. Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус» («Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические» изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с.569-570).
Сщмч. Игнатий Богоносец: «Если вы имеете к Иисусу Христу совершенную веру и любовь, которые суть начало и конец жизни. Вера начало, а любовь конец, обе же в соединение суть дело Божие; все прочее, относящееся к добродетели от них происходит» («Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев, 2001, с.275).
Свт. Игнатий, епископ Кавказский (Брянчанинов, 30.4. /13.5/1867): «Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе – Бог (Мф. 10,34,35,36)» (Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т.I, М., 1993, с.121).
Преп. Силуан Афонский (11.9/24/.1938): «Блаженна душа, любящая брата своего, ибо БРАТ НАШ ЕСТЬ НАША ЖИЗНЬ/2/. Блаженна душа, любящая брата: в ней ощутимо живет Дух Господень, и дает ей мир и радость, и она плачет за весь мир» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. – Ново-Казачье – Минск, 1991, с.335).
Преп. Симеон Новый Богослов: «Все труды и подвиги, которые начала и конца своего не имеют в любви с духом сокрушенным,тщетны и бесполезны. Ученика Христова нельзя познать ни по какой другой добродетели, кроме как по любви» (Преподобный Симеон Новый Богослов «Творения» т.2, 1993, с.7-8).
Свт. Иоанн Златоуст: «Начало и конец всех добродетелей в любви» (Цитата по книге: Схиигумен Савва «О главных христианских добродетелях и гордости» без указания года и места издания, с.107).
Преп.Паисий Святогорец (12.7.1994): «Истинно любящие и правильно подвизающиеся, всё переносят с любовью, жертвуют собой, лишают себя всего ради своего ближнего и покоят его,потому что он есть Христос» (Старец Паисий Святогорец «Письма» Свято-Троицкая Сргиева Лавра, 2001, с.99).
Апостол Иоанн Богослов: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2,10-11).
Шотландский богослов Генри Друммонд (†11.3.1897): «На Страшном Суде ни в чём, кроме недостатка любви нас не будут обвинять» (Цитата по книге: Схиигумен Савва «О главных христианских добродетелях и гордости» без указания года и места издания, с.112-113).
Преп. Ефрем Сирин (28.1/10.2/.373-379): «Злополучен и жалок, кто далёк от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду. И кто не станет плакать о том человеке, который далёк от Бога, лишён света и живёт во тьме? Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви Христовой, ТОТВРАГ ХРИСТУ. «…» В ком нет любви, тот ослеплён умом, тот друг диаволу» (Святой Ефрем Сирин «Творения» т.1, М., 1993, с.7).
Геронтисса Гавриилия (Папаянни, †28.3.1992): «Бог, когда нас сотворил, дал нам жизнь и вдохнул Духа Своего. Этот Дух есть Любовь. Когда нас оставляет любовь, тогда мы становимся трупами. Бываем уже мёртвыми» (Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви – Геронтисса Гавриилия 2.10.1897-28.3.1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с.208).
Блаженный Августин (15/28/.6.430), епископ Гиппонский: «всякий кто нарушает любовь, – что бы ни говорил он своим языком, – жизнью своей отрицает Христа, пришедшего во плоти; и такой человек АНТИХРИСТ, где бы он ни был, куда бы не пошёл» (Журнал «Альфа и омега» 2003» №3(37), с.51-52).
Преп. Силуан Афонский: «За что же человек страдает на земле, несёт скорби и терпит беды?
За то страдаем мы, что не имеем смирения. В смиренной душе живёт Дух Святой, и Он даёт душе свободу, мир, любовь, блаженство.
За то страдаем мы, что не любим брата» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.381).
*****
Спаситель Мира и Судия будущего века:
«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
А Я говорю вам: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас;
да будите сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5,43-45).
// Об этом же пишет и апостол Павел: «Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте «…» Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (Рим. 15,14,17) //.
Богочеловек Иисус Христос не только требует от Своих последователей любви к врагам, но и САМ являет её.
Святое Евангелиесвидетельствует:
«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники…» (Лк. 23,33-35).
«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13,1-5).
Преп. Авва Исаия (†IVв.) обращает внимание на то, что на тайной вечери, Господь Иисус Христос «как умыл ноги прочих учеников, так умыл ноги и Иуды, не делая различия» («Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с.238).
А преп. Иоанн Валаамский (Алексеев, 6.6.1958)/***/ добавляет: «После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной вечере установил таинство св. Причащения, и Иуда был причащён Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа» (Схи-игумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с.83).
*****
«Бог любит как тебя,
ТАК и врагов твоих»
(Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви – Геронтисса Гавриилия 2.10.1897-28.3. 1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с.210).
Проигумен афонского монастыря Филофей Ефрем (Mopaитис, †7.12.2019): «Святые отцы говорят, что в ином мире пищей людей будет любовь – любовь ко Христу и друг к другу. Один человек будет лицезреть другого и от этого ощущать в душе настоящий рай.
Такое же чувство мы можем испытывать и здесь на земле, но, конечно, совсем в малой степени. Когда Благодать Божия распалит сердце, человек духовный испытывает бесконечную любовь к братьям, ему хочется обнять всех: и братьев, и друзей, и врагов, и всю бездушную тварь. Чтобы ему не сделали он не станет смущаться, но будет ко всем относиться с любовью. И тогда ему открывается почему бесконечный Бог терпит, долготерпит грешников со всеми их злодеяниями по своей бесконечной любви» (Старец Ефрем игумен монастыря Филофей на святой горе Афон «Искусство спасения. Беседы» т.1, М., 2012, с.18).
Свт. Иоанн Златоуст: «Недовольно для спасения нашего молиться, если при том не будем молиться по тем законам, которые положил для сего Христос. Какие же Он положил законы? Молиться за врагов, хотя бы они много нас опечалили. И если не будем этого исполнять, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем» (Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвении» М., 1992, с.79).
Преп. авва Исаия Нитрийский (†370): «Три есть добродетели, которые всегда свет подают уму: не видение лукавства ни в каком человеке, благотворение злотворящим тебе и перенесение всего находящего без смущения» («Добротолюбие» т.1, Jordаnville, N.Y., 1963, с.236).
Иеромонах Киево-Печерской Лавры Владимир (Мусатов, начало XIX в. – вторая половина XIX в.): «Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот, когда станет пред Ним и прострёт к Нему руки свои, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За сие доброе дело Бог услышит его, если предмет молитвы угоден Ему» («Вопросы келейного ученика с ответами на них старца о разных предметах душеспасительных» репринт издания 1855г., М., 1996, с.67).
В Литургии Апостольских постановлений сказано: «о врагах и ненавидящих нас помолимся; о гонящих нас за имя Господне помолимся, чтобы Господь укротил ярость их, рассеял гнев их против нас» («Собрание древних литургий Восточных и Западных. АНАФОРА евхаристическая молитва» М.,2007, с.96).
Преп. Силуан Афонский: «Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святаго.
Дух Святый учит любить врагов так, что будет жалеть их душа как родных детей.
Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церквипогибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому что не научились любви Божией от Духа Святаго, ибо тот, кто научился, будет проливать слёзы за весь мир.
Ты говоришь, что он злодей и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви?
Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой ВСЕХ ЖАЛКО/2/.Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.256).
Сщмч. Игнатий Богоносец: «Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними, а толькомолиться за них – не раскаются ли они как-нибудь» («Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.135).
Митрополит Макарий Московский и Коломенский (Булгаков †5.6.1882): «Любите всех людей без различия, близких и дальних, какого бы племени они ни были, какой бы веры ни держались, будут ли то иудеи, магометане, язычники! Любите самих врагов ваших!» (Митрополит Макарий (Булгаков) «История Русской Церкви» Книга первая М., 1994, с.31).
Геронтисса Гавриилия: «Не можешь быть христианином и не любить одинаково всех. И православных и инославных. И нашей веры, и иной веры, и иноплеменников. Мы не виноваты за то, где рождаемся» (Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви – Геронтисса Гавриилия 2.10.1897-28.3.1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с.223).
Иеромонах Дионисий (Игнат, †11.5.2004)**:«Будем иметь любовь к ближнему, но не любовь лицемерную, то есть когда я выбираю: этот, дескать, лукав, тот еще невесть какой. Я должен любить всех, как самого себя, ибо так повелевает мне Церковь. В этом истина и Православие. То есть чтобы мы любили всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов.
Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям. Нас не интересует, что будет делать с ними Бог. Всё вокруг – Его творение, и Он будет судить каждого судом, непостижимым для нашего разума» (Сайт «Православие.Ru» Публикация «Священники и архиереи должны быть словно солнце. Поучения старца Дионисия (Игната)» 22.08.2012).
Преп. Макарий Великий (Египетский, 19.1/1.2/.391): «Благодать так действует и умиряет все члены и сердце, что душа от великой радости уподобляется незлобивому младенцу, и человек не осуждает уже ни еллина, ни иудея, ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний человек, и радуется о целом мире, и всемерно желает почтить и полюбить еллинов и иудеев» (Преп. Макарий Великий (Египетский) «Духовные беседы. Беседа 8, вопрос 6»).
Свт. Василий Кинешемский исп. (31.7/13/.8.1945): «Заповедь о любви, остаётся всегда обязательной ко всем разномыслящим без исключения, как бы далеко не ушли они от Христовой истины» (Святитель Василий епископ Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» М., 1996, с.321).
Преп. Антоний Великий: «Забывших добрую и богоугодную жизнь и мудрствующих не по правым и боголюбивым догматам не должно ненавидеть, а более ЖАЛЕТЬ, как оскудевших рассуждением и слепотствующих сердцем и разумом: ибо, принимая зло за добро, они гибнут от неведения» («Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с.58).
Сщмч. Климент папа Римский (25.118.12/.101): «Будем и мы молиться о тех, кои находятся во грехе» («Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.77).
Настоятель Валаамского монастыря игумен Харитон (Дунаев †27.10.1947): «…часто слова, ум и сердце идут разными дорогами и гармония нарушается.
И эту гармонию нужно прежде всего восстановить в самом себе. В противном случае, защищая даже дело истины, трудно будет хранить миролюбивые чувства к враждующим противникам, а без сего – всё не в прок, и внутренняя гармония нарушается и расстраивается. К ещё большому возмущению приводят душу мысли, что в её расстройстве виновны люди, а не она сама, помрачённая своей, внутренней неурядицей. Ведь люди, даже если они заблуждении, то достойны сожаления, а не презрения и ненависти. Мысли о виновности других людей какой бунт производят в душевной храмине. И наоборот мысли о сожалении и сострадании к ним, хотя бы и заблудшим, какой мир в душе водворяют. Это, полагаю, испытал всякий блюдущий душу свою» (Журнал «Альфа и омега» 2009, № 1(54), с.277).
Свт. Василий Кинешемский: «Теперь «…» Религиозная борьба приняла более культурную форму диспутов и богословских споров. Но и теперь ещё демон тщеславия и самолюбия шутит свою злую шутку над защитниками Христовой истины, и эти диспуты, часто кончаются взаимными проклятиями и озлоблением. Расколы и секты не уничтожаются и даже не уменьшаются в числе, но пропасть между различными оттенками христианских вероисповеданий становится всё глубже и непроходимее. Эти споры не приводят ни к каким результатам ещё потому, что всё время вращаются в области теоретических или догматических вопросов, тогда как корни разделения лежат не здесь, но во взаимных антипатиях религиозных обществ, вызываемых различными историческими условиями. Следовательно, не теоретические споры, а тольковзаимная любовь может сблизить людей разных вероисповеданий. Споры же с их желанием победы вызывают только так называемую odium theologieum, то есть богословскую ненависть, несомненно ХУДШУЮИЗ ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЕРЕСЕЙ. Религия тогда служит только маской для обмана, «ибо кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (Ин. 4, 20)» (Святитель Василий епископ Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» М., 1996, с.318).
Прот. Валериан Кречетов вспоминает о протоиерее Николае (Гурьянове) (†11/24/.8.2002): «Батюшка всячески предостерегал от проявлений нелюбви. Когда я рассказывал о перенесении мощей святителя Афанасия Сахарова, о том, как мощи несли по тому пути, по которому владыку водили на допрос в монастырь, то сказал, что теперь святитель Афанасий со славою воцарился и пребывает там, в монастыре, а те, кто его мучили, – в аду. Батюшка заметил мне, что не надо было так говорить» («Воспоминания о старце Николае Гурьянове» М., 2003, с.22).
Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет в своём дневнике: «Даруй мне, Господи, доброе сердце, добромилующее к врагам моим или России; даруй мне сознавать, что самый злой враг мне – это я, я сам. Аминь. 26 июля 1908» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Предсмертный дневник. 1908. май — ноябрь» М.-СПб., 2003, с.36).
Преп. авва Исаия Нитрийский: «ГореНАМ, что, тогда как отступление держится так много лет и очень многие оставили православную веру, мы ни слезы не проливаем, ни сердцем не болезнуем, ни от страстей своих не воздерживаемся, но прилагаем грехи ко грехам, чтоб и за злые дела свои, и за неверие, зараз получить горькое вечное мучение в геенне!» («Добротолюбие» т.1, Jordаnville, N.Y., 1963, с.326).
Сщмч. Поликарп Смирнский (23.2/8.3/.156): «Молитесь так же за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех, а сами вы были совершенны» («Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.156).
Свт. Симеон Фессалоникийский (15.9.1429)/***/ в «Послании христианам, живущим в мусульманском окружении» пишет: «Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая за Христа, и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но ещё более укрепляйтесь и других укрепляйте, когда кто-нибудь из благочестивых и праведных страдает. Поддерживайте гонимых силою голоса, словами о стойкости и делами милосердия, ради любви их ведите к надежде колеблющихся, чтобы и вам быть наследниками вместе с ними, как говорит Апостол: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Нечестивых же жалейте, ибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против нас, ибо таково есть дело благочестивых: молиться за гонящих и избивающих. «…»
И всякий раз, когда вас они поносят, насмехаясь как могут над нами и всеми, кто на земле, больше жалейте их и с дерзновением во Христе отвечайте, что мы больше радуемся о том, и веруем, что мы – рабы Божии, потому что мы гонимы в этом мире, потому что ненавидимы язычниками и страдаем за Христа, – ибо этому Он Сам нас научил, говоря, что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13,13)» (Журнал «Альфа и омега» 2004, №3(41), с.122-123).
Любовь святых:
Преп. Силуан Афонский: «Господь дал нам заповедь: «Любите врагов ваших» (Мф. 5,44). Но как же их любить, когда они делают зло? Или как любить тех, кто гонит Церковь Святую?
Когда Господь шёл в Иерусалим и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: «Я не пришёл погубить, но спасти» (Лк. 9,54-56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись. Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад. Это есть любовь к врагам. Когда Иуда задумал предать Господа, то Господь милостиво вразумлял его; так и мы милостиво должны поступать с теми, кто заблуждается и тогда спасёмся милосердием Божиим» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. – Ново-Казачье – Минск, 1991, с.341).
В «Житие» преподобного Паисия Великого (19.6/2.7/.Vв) говорится: «… После того, как святой довольно долгое время, так молился и непрестанно умилостивлял щедроты Божии, его мольбами преклонено было милосердие Божие; ибо Спаситель не презирает молитв любящих Его. К святому старцу явился Сам Господь, и Знающий всё спросил его:
– «О ком ты вопиешь ко Мне день и ночь? не об том ли отвергшемся от Меняи теперь перешедшему ко врагам– окаянном муже, который некогда был иноком, а теперь стал евреем? не об этом ли человеке ты молишься, угодник Мой Паисий?»
Старец на это сказал Господу:
– «О нём я молю Твою благость, человеколюбивый Владыко. Взирая на Твои щедроты, призывающие всех ко спасению и не хотящие смерти грешного, но ожидающие его обращения, – я ради этих щедрот Твоих, дерзнул молить о нём благоутробие Твое: призови, добрый Пастырь, заблудшее овча, призови снова в Твою ограду и будь милостив к нему».
На сию молитву Господь сказал ему:
– «О, угодник Мой! благочестие твоё велико: ибо ты, подражая Моей любви, заботишься о спасении грешных; посему, не скорби: просимое дастся тебе» («Жития Святых святителя Димитрия Ростовского. Июнь» изд. Введенской Оптиной пустыни, 1992, с.442-443).
В «Древнем патерике» говорится: «Рассказывали об авве Макарие Великом: однажды, проходя пустынею, нашёл он череп мертвеца, валявшийся на земле. Старец, ударив череп пальмовою палкою, сказал ему: кто ты такой? – отвечай мне. Череп отвечал: я был главным жрецом язычников, живших на этом месте; и когда ты, авва Макарий – духоносец, милосердуя к страждущим в мучениях, помолишься о них, тогда они чувствуют некоторую отраду» («Древний патерик, изложенный по главам» М., 1991, с.34-35).
Преп. Паисий Святогорец: «Вопрос о том, куда поместит меня Бог после моей кончины, меня не занимает. Самого себя я отбросил в сторону. Я делаю добро не для того, чтобы попасть в Рай.
Для меня предпочтительнее, чтобы хоть немного вкусили Рая те несчастные, которые живут вдали от Бога. Ведь мы, по крайней мере, попробовали, что такое райская радость, тогда как они уже в этой жизни живут в адской муке».
Приведя это высказывание Старца, его жизнеописатель пишет: «Старец просил Бога, чтобы Он освободил одну душу, мучавшуюся в адских мучениях, а его самого послал бы на его место. «Молил бых ся бо сам аз отлучён бытии от Христа по братии моей» /«я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9,3)/ – писал святой апостол Павел. Насколько же близко было расположение Старца Паисия к этим апостольским словам» (Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с.537).
Прп. Силуан Афонский: «Христос молился за распинавших Его: «Отче, не поставь им греха сего; не ведят бо, что творят». Архидиакон Стефан молился за тех, которые побивали его камнями, что бы Господь не вменил им этого во грех. И мы, если хотим сохранить благодать, должны молиться за врагов. Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то, значит, нет в тебе благодати Святого Духа, но живёт в тебе злой дух, и покамест ты жив ещё, старайся покаянием освободиться от него» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.319).
Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский: «Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они – образ Божий.
Если образ Божий будет ввергнутв пламя страшное ада, и там я должен почитать его.
Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.
И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви» (Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т.I, М., 1993, с.125-126).
В «Литургии галльской и испано-готфской» говорится о любви Божией: «…и так как от Тебя всё произошло, то Ты находишься во всём; ибо Ты так высок, что обладаешь горьним, так доступен, что не оставляешь земного, и так любвеобилен, что не лишаешь присутствия Своего ипреисподнюю» («Собрание древних литургий Восточных и Западных» Выпуск 4 и 5; репринт с 1877г. изд. Свято-Владимирского Братства, 1999, с.82).
Преп. Исаак Сирин: «И что есть сердце милующее? …Возгорение сердца у человека о всём творении, о человекаях, о птицах, о животных, одемонахи о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слёзы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого сострадания умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А по сему и о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред/3/, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы; а так же и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу» («Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические» изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с.299).
Преп. Силуан Афонский: «Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.340).
«Г-н Дроситис Панатиотис, почётный председатель Апелляционного суда, свидетельствует о преп. Паисии Святогорце: «Любовь Старца была непревзойдённой. Она распространялась на всех людей, на всё творение, даже на бесов. Я видел, как у себя в каливе он принимал неизвестного ему человека, исповедующего иную религию. Он обнимал его с таким теплом и сердечностью, словно это был его любимый брат. Из собственных уст Старца я слышал, что, когда он со слезами молился о том жалком состоянии, в котором находится диавол, тот явился ему и начал его высмеивать. Я видел как он с нежностью и любовью заботился даже о растениях, о муравьях, о пресмыкающихся и о других представителях животного царства» (Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с.530-531).
Апостол Иоанн Богослов: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и БОГ В НЁМ» (1 Ин. 4,16).
/1/. Прп. Максим Исповедник: «Вся цель заповедей Спасителя та, чтобы освободить ум от невоздержания и ненависти, и возвести его В ЛЮБОВЬк Нему и ближнему, от которой рождается свет святого деятельного ведения» («Добротолюбие» т.3, М., 1998, с.238).
/2/. Так выделено в цитируемом источнике – составитель
/3/. В Сирийском варианте текста: «о причиняющих ей (т.е. истине) вред», «о наносящих ей ущерб» (Цитата по книге: Иеромонах Илларион (Алфеев) «Мир Исаака Сирина» М., 1998, с.47).
/*/. Мартин Лютер (1483-1546) – Богослов, инициатор Реформации, именем которого названо одно из направлений протестантизма — лютеранство
** Иеромонах Дионисий (Игнат, 1909-2004) – Румынский старец. Прожил 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет – на Святой горе Афон, из них 67 лет – в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира».
/***/ 29 ноября 2018 года схиигумен Иоанн был прославлен в лике преподобных решением Священного Синода Константинопольского Патриархата по представлению Финляндской Православной Церкви» («Святые земли Финляндской…», официальный сайт Финляндской Православной Церкви, 29 ноября 2018, https://www.ort.fi/ru/святые-земли-финляндской/».
****«Симеон Солунский – автор множества разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Симеон Солунский известен как литургист. Занимался антиисламской полемикой, сосредоточенной на трех пунктах: учение о Боге, христология, мораль».