Священномученик Фаддей. Слово на Антипасху, Фомину неделю
«Весна духовная[i]
(слово сказано в Твери 16 (29) апреля 1930 г.)
Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце возсияв[ii].
В первое воскресенье после Пасхи, в Антипасху, обновляется память Воскресения Христова, и эта обновляющаяся память, подобно весеннему солнцу, должна отогнать зиму греха, обновить духовную жизнь человека. Потому нынешняя неделя называется еще и «Новой». А так как первый поразительный пример подобного обновления по воскресении Христа совершился над душой святого апостола Фомы, то эта Неделя носит также название «Недели Фоминой».
Чтобы понять, как через воскресение Христово наступает весна душам, нужно прежде всего вспомнить, в каком состоянии находится душа, не озаряемая светом Солнца правды — Христом или озаряемая им не прямо, а как бы издалека, подобно лучам солнца зимой, падающим издалека, мало согревающим и не могущим отогнать зиму.
В душе человека, далекого от Христа, преобладает обычно мрак и холод себялюбия, этого источника всякого греха. Не в том ли состояло и падение праотца Адама, что он дал войти в душу свою холоду себялюбия, себялюбивым желаниям? Они охладили в сердце его веру в Бога, затем и любовь к Нему. Внимая льстивому змию, уже прежде оледенившему дух свой злобой против Творца, Ева сначала потеряла веру в истину слов Божиих, допустив в свой ум мысль, будто вопреки словам Бога вкушение от запрещенной снеди не приведет к смерти. Потом усомнилась Ева и в отеческой любви Бога к людям, подумав, что Бог запретил вкушение от древа познания по недоброжелательству и зависти к человеку, могущему уподобиться Самому Богу. Холод себялюбия можно было бы отогнать теплотой сердечного покаяния, но Адам не поспешил покаяться, и холод греховного себялюбия продолжал сковывать душу, креп в душах потомства его, охватывая их с всё большей силой.
И не могла прекратиться эта зима, пока не взошло над охладевшим для любви к Богу миром Солнце правды, Христос, взошло среди самой лютой зимы, когда объяла человечество полнота беззакония. И когда взошло это Солнце, совершился в мире поворот от греховной зимы к весне духовного обновления человечества.
Но чтобы прогреть самые недра душ человеческих, вызвать оттуда новую жизнь, необходимо было, чтобы Солнце правды высоко поднялось над землей. Это совершилось через вознесение Господа на Кресте (Ин. 12: 32–33). Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное[iii]. Только с высоты Креста лучи любви Божественной засияли миру особенно ярко, так что видеша вси концы земли спасение Бога нашего (Пс. 97: 3). Только страждущая на Кресте любовь Божия не косвенно лишь, а прямо проникала в самые недра сердец человеческих, посещая и сердца себялюбцев, всех привлекая к Себе (Ин. 12: 32; Зах. 12: 10; Деян. 2: 36–37).
Однако, пока Христос был во гробе, всё еще господствовала власть тьмы (Лк. 22: 53). Зло казалось победившим, так как Солнце правды из-за злобы человеческой сошло во гроб, и враги Христовы думали, что навеки. Вечным казалось тогда господство смерти. Нужно было, чтобы Солнце из гроба воссияло и начало радостно светить миру, что и совершилось через воскресение Христово. Вот почему ныне весна душам, начало полного обновления духовной жизни человечества.
Так как духовная зима началась в праотцах с их неверия и сомнений, открывших вход в душу себялюбию, то Христос по воскресении сокрушает прежде всего затворы неверия, сковавшие сердца людей. И это делает Он в лице апостола Фомы. И прочие апостолы были косны (медлительны) сердцем для веры (Лк. 24: 25). Явившись одиннадцати ученикам, Христос упрекал их за неверие и жестокосердие, за то, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк. 16: 14). Но особенно прочно держало неверие душу Фомы.
Еще когда Господь хотел воскресить Лазаря и сказал: Я иду разбудить его, Фома заявил: пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11: 11, 16). В неверии он не допускал и мысли о возможности воскрешения Лазаря, если угрожает смерть Самому Христу и ученикам Его с Ним».