Психология зависимости

Вот что пишет о себе на сайте фонда «Старый Свет» Проценко Е.Н., который читает курс «Психология зависимости» на первом курсе Школы.

В 1974 году, когда я заканчивал факультет психологии Московского Государственного университета и начинал работать нейропсихологом в одной из московских нейрохирургических клиник. Я не мог себе представить, что в моей жизни когда-то наступит период, целиком посвященный работе с наркоманами и алкоголиками — настолько далекими от моей сферы деятельности казались мне тогда эти проблемы.

Однако позитивистские подходы к человеку, материалистическое, физиологическое понимание его сущности, вскоре перестали удовлетворять меня. Это, наряду с некоторыми личными событиями, стало началом переосмысления моего отношения к миру. Приняв в 1983 году крещение в Православной Церкви, я начал учиться жить новой для меня церковной жизнью.

С 1986 года я стал работать психологом в наркологическом диспансере, где впервые столкнулся с безысходностью и отчаянием множества людей, охваченных зависимостью от алкоголя и наркотиков, ищущих выхода и не находящих его. Глубина трагедии этих людей усугублялась тем, что ни общая медицина, ни психиатрия, ни психология или психотерапия не могли ничего предложить этим больным. Причины этого понятны – ведь корни алкогольной, наркотической, да и всякой другой зависимости лежат в нарушениях духовной сферы человека, а значит — не могут быть устранены только медицинскими, психотерапевтическими или психологическими средствами.

Положение казалось мне безвыходным, пока в начале 1988 года я не познакомился с только-только появлявшимися тогда у нас группами движения “Анонимных Алкоголиков” (АА) и с лежащей в основе их работы “Программой 12 шагов”. Эта программа поразила меня своей близостью к христианскому пониманию мира.

Вскоре, неожиданно для себя, я был включен в первую группу специалистов, приглашенных американским Международным Институтом по изучению проблем алкоголизма и подготовке специалистов на многомесячную стажировку в лечебные центры США. Мы подробно познакомились с широко распространенной в США так называемой Миннесотской моделью лечения зависимости.

Наш подход представляет собой православное преломление западного опыта. В наших реабилитационных программах мы работаем с людьми, имеющими как алкогольную, так и с наркотическую зависимости. В этом мы следуем опыту американских и многих европейских реабилитационных и лечебных центров, рассматривая наркоманию и алкоголизм как разные проявления одной болезни — химической зависимости.

Годы нашей работы показали, что для многих из лиц с алкогольными проблемами амбулаторная форма реабилитации оказывается очень эффективной. Многие из этих людей не только обрели устойчивую осознанную трезвость: большинство из них, придя в программу атеистами или агностиками, стали на путь воцерковления, пополняя собой число деятельных прихожан Православной Церкви для которых вера – отнюдь не внешняя обрядовая сторона жизни, а сама Жизнь.

В отношении людей с наркотической зависимостью, однако, ситуация значительно хуже. Наркоманы, в среднем, гораздо моложе, и, вследствие этого – менее зрелые в личностном и социальном планах, чем алкоголики. Поэтому у них реже и сложнее формируется готовность принять на себя ответственность за свое выздоровление, они реже способны с достаточной решимостью и регулярностью делать то, что для выздоровления необходимо.

Более чем полувековой западный опыт в этой области показывает, что наиболее эффективными для помощи в решении наркотических проблем оказываются специальные реабилитационные центры длительного проживания, так называемые терапевтические общины. При Покровской церкви поселка Ерино Подольского района Московской области с 2003 года действует созданный нами стационарный реабилитационный центр длительного проживания, так называемая терапевтическая община.

По результатам работы центра на сегодняшний день его эффективность вполне соответствует показателям лучших европейских и американских реабилитационных центров.

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что сейчас в нашей стране наркомания приобретает характер общегосударственной катастрофы, несмотря на многочисленные социальные, медицинские и педагогические программы преодоления этого явления, несмотря на все более жесткие репрессии в отношении самих наркоманов. Проблема наркомании стала столь чудовищной, что затмила собой даже уже привычную для нас (но от этого не менее разрушительную, грозящую вырождением нации) проблему алкоголизма. Остановить беду, предотвратить трагедию мы можем лишь общими усилиями — усилиями многих и многих людей, организаций, сообществ, добровольцев – усилиями всей Церкви.

Поэтому чтение курса «Психология зависимости» стало обязательной частью работы Школы добровольцев милосердия, причем есть выпускники Школы, которые в своей церковной общине приступили к созданию групп помощи наркозависимым. Среди них надо отметить А. Павловского, о разнообразных направлениях работы которого можно прочитать в разделе «Дела и проекты».