История Школы

Как это начиналось

Идея создать Школу возникла не сразу, были сомнения, но все решилось, когда в ее необходимости утвердился директор Фонда христианского просвещения и милосердия имени святителя Луки Войно-Ясенецкого — Сергей Ильич Матвеев, сразу нашлись слушатели (около 20 человек) и преподаватели.

Главное, конечно, обучение. Первоначально предполагалось, что оно будет длиться один учебный год. Первый курс Школы прошел на одном дыхании. Были лекционные курсы, которые не имеют аналогов ни в одном учебном заведении, например, «Духовные основы милосердия» — один из самых объемных по времени. Курс «выстраивался» Максимом Барановским, как он сам говорит, совместно с добровольцами в процессе занятий, имевших характер бесед.

Психология – как источник специальных знаний, так необходимых при работе с людьми, также занимала много учебных часов. Надо сказать, что этот предмет, хотя и уводивший нас в область «мира сего», оказал на слушателей очень большое воздействие, плоды которого мы ощутили уже непосредственно в работе с детьми, бездомными…но и не только. Наши отношения с нашими детьми (даже если они учатся в ВУЗах) прошли переоценку и, где это было возможно, исправление.

Курс «психология зависимости», который вел к.м.н. Е.Н. Проценко, оставил большое впечатление, в особенности потому, что здесь в его лице мы столкнулись с редчайшим явлением –  воцерковленной психологией, притом, что речь шла о «крайних проявлениях» греховного начала в человеке, с которыми он успешно борется в своем Центре.

История благотворительности в России, которую читал заместитель директора Музея благотворительности и меценатства – Л.Н. Краснопевцев, запомнилась, прежде всего, ощущением огромного «провала памяти», пережитого нашим обществом в годы социализма. Высочайшие достижения благотворительности, их широта и путь, пройденный российским обществом в деле милосердия, сейчас воспринимаются почти как кинофильм «Воспоминание о будущем».

Много времени также было посвящено вопросам эстетики в курсе «Творчество и духовные ценности» который читала к.а.н. Е. Орлова. Интересно, что оба эти кура «встретились», когда весной в конце апреля мы выехали на экскурсию по объектам благотворительности 19-го века. И неудивительно, ведь из сохранившихся зданий – самые красивые как раз они: больницы, приюты, ремесленные училища, больничные храмы и т.д.

Были и другие очень важные вещи – патронаж, первая помощь, которые нам читали преподаватели 1-го Медицинского института и Московского отделения Общества Красного Креста.

Безусловно полезными были и «законодательная база благотворительности» к.ю.н. М. Слюсаренко,  и «основы фандрайзинга» (С.И. Матвеев), то есть поиски финансирования благотворительных акций и проектов. По окончании 1-го курса мы, в основном индивидуально, подготовили и доложили свой благотворительный проект – результат всего, чему научились и что избрали в качестве будущего направления своей добровольческой работы. Часть из них уже действует, как, например, известный многим – «Шерстяные вещи для заключенных-туберкулезников», остальные в процессе воплощения.

Мы уверены, что все наши проекты будут осуществлены. Главной особенностью наших первых шагов в добровольческом служении является то, что во всех делах, которые мы совершаем, мы участвуем всем курсом. Уже с конца первого учебного года мы начали посещать дома ребёнка – для сирот ВИЧ-инфицированных детей и для детей с поражением центральной нервной системы (ЦНС). Сейчас нам удивительно вспоминать, какой мы испытывали страх перед первым соприкосновением с бедой этих детей. Но нас всегда поддерживала М.В. Шуберт – психолог, которая читала курс «Возрастная психология», сама много проработавшая в детских домах и детских деревнях. Завершился наш первый курс паломничеством в Коломну, где мы посетили 2 монастыря и познакомились с их благотворительной работой. Уже в конце первого курса мы испытывали ощущение, что нам рано расставаться, что есть что-то, что требует «подпитки»…

В самом начале учебы, на первой открытой встрече с добровольцами, руководитель Проекта «Школа добровольцев милосердия», директор Фонда христианского просвещения и милосердия имени святителя Луки Войно-Ясенецкого – С.И. Матвеев сказал, что подготовка добровольцев будет вестись в трех ракурсах – тела, души и духа. Действительно, пройдя основы первой помощи, патронажа, мы поняли, как можно помочь тому, кто страдает телесно; курсы психологии – тому, кто страдает душевно, а также себе и своим ближним, если мы попадаем в трудные ситуации. Осталось укрепиться духовно.

Так возникла идея курса «миссиология», которая читалась о. Михаилом Пуховым в приложении к нашему служению. А значит – быть второму курсу!

Продолжается учеба, а также работа в домах ребёнка, теперь еще и в реабилитационном центре г. Плес Ивановской области. Открылось новое направление – кукольный театр, который незаменим в общении с детьми, отстающими в развитии. Продолжается работа над проектами…

Но как жаль расставаться! Те, кто проучился два года – сроднились в служениях, паломничествах, в молитве. Из этого чувства родилась новая идея – Клуб добровольцев милосердия. Уже написан Устав и определены направления работы Клуба: кураторство Школы, работа с заключенными, служение в домах ребёнка, паломничества, обмен опытом с другими организациями, издательская деятельность и т.д. Намечено совместно с Музеем благотворительности и меценатства проведение серии конференций (круглых столов).

            Так что расставаться никто не будет, наоборот, будем собираться и собирать.

На втором курсе читались  такие дисциплины:

аскетика

С.И. Матвеев

основы иконографии

Юлия Никитина

экклезиология

о. Владимир Лапшин

благотворительность в католической церкви

д. Антонио Санти

основы христианской антропологии

к.ф.н. Л.И. Василенко

сравнительное богословие

П. Куличенко