«Идите и научите все народы»

Протоиерей Николай Лызлов

/Об обязанности христиан/

Святое Евангелие повествует:

«Пришёл Иисус в Галилею, ПРОПОВЕДУЯ Евангелие Царствия Божия говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1,14-15).

Господь Вседержитель

Творец вселенной и Судия будущего века:

«Идите по всему миру и ПРОПОВЕДУЙТЕ Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать осуждён будет» (Мк. 16,15-16).

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уч их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28,19-20).

«Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф. 10,27).

«Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими» (Лк. 12,8).

«Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5.19).

Составитель: То есть недостаточно просто исполнить («сотворить») заповеди Божии, необходимо ещё и научить.

«И проповеданобудет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24,14).

***

Святой первоверховный всехвальный Апостол Петр в своём соборном послании обращается к христианам:

«Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, ДАБЫ ВОЗВЕЩАТЬ совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2,9).

«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3,15)/1/.

Святой первоверховный всехвальный Апостол Павел:

«Если устами твоими будешь ИСПОВЕДОВАТЬ Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим., 10:9-10). 

«Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся.

Но как призвать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего(Рим. 10,11-14).

«Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4,6).

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефес. 4,29).

«Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его:

проповедуй слово, настой во время и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4,1-2).

«Увещавайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес. 5,11).

Апостол Иаков:

«Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5,19-20).

Каждый раз, когда мы читаем 50 псалом пророка Божия, царя Израиля, и псалмопевца Давида († ок. 965г до Р.Х), мы обещаем Богу: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» (Пс. 50,15).

А ведь сие обещание невозможно исполнить без научения их истинам веры.

Протоиерей Георгий Флоровский (†11.8.1979)/*/:

«Не следует забывать о миссионерскойзадаче Нового Завета. «Апостольская проповедь», воплощенная и увековеченная в нем, имела две цели: наставить верующих и ОБРАТИТЬ МИР» (Интернет версия статьи: Г. Флоровский «Откровение и Истолкование»).

Архангел Рафаил: «Блюсти царскую тайну хорошо, а открывать и проповедоватьдела Божии

СЛАВНО»

(«Книга Товита» 12,7).

*****

Авва Евагрий (†399):

«Замалчивать истину значит, золото зарывать в землю» («Добротолюбие» т.1, Jordanville, N.Y., 1963, с.445).

Блаженный Августин Гиппонский

(память: 15/28/.6.430):

«Что сказать ещё, Господь мой, Жизнь моя, моя Святая Радость? И что ещё можно сказать, говоря о Тебе?

Но горе тем, которые молчат о Тебе»

лаженный Августин «Исповедь» М., 2006, с.9).

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (19.11/2.12/.1991):

«Когда мы находим какую-нибудь вещь или сокровище, то не желаем нигде говорить об этом. Но христианин, когда обретет Христа, когда познает Его, когда Христос войдет в его душу и он ощутит Его, желает говорить и кричать об этом повсюду. Он желает говорить о Христе, о том, что такое Христос. Возлюбите Христа и ничто не предпочтите Его любви. Христос – это все, это источник жизни, предел желаний, это – все. Во Христе есть все, все самое прекрасное» (Преп. Порфирий Кавсокаливит «Цветослов советов» Святая Гора, Афон, 2008, с.24»).

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской, †30.5.1989):

«Возвещение истины – условие сохранения истины в нас самих. Истина и в нас угасает, если мы скрываем её горение в человечестве» (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) «Избранное» Петрозаводск, 1992, с.89).

Тит Флавий Климент Александрийский (†215) «Уча других, мы учимся сами»

(Климент Александрийский «Строматы»

Книга I, глава 1,12,1).

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

(20.12.1908/2.1.1909/):

«Не должно ни у кого спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы ОБЯЗАНЫ делать по мере сил своих и по возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе» т.1; «Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского» «Талант»).

Св. муч. Иустин Философ (1/14/.6.166):

«ДОЛГ человеколюбивого или лучше – боголюбивого просвещать тех, которые забыли самое важное познание» («Сочинения святого Иустина Философа и мученика» М., 1863, с.95).

Прп. Ефрем Сирин (28.1/10.2/.379):

«Святые мученики, даже бичуемые, подвергаемые разным мучениям и пыткам, страдая, говорили и делали всё к обращению язычников, исполняя слово Владыки: «Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас» (Мф.5,44) и став незлопамятными во всём и милосердными уподобляйтесь в том Отцу Моему Небесному» (Цитата по книге: «Оптина пустынь в годы гонений. Жития новомучеников и исповедников» изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2007, с.5-6).

Прп. Антоний Великий (17/30/.1.356):

«Человекотворцем должно назвать того, кто успевает умягчить нрав необразованных и заставить их полюбить науки и образование. Равным образом и тех, кои людей невоздержанной жизни приводят к жизни добродетельной и богоугодной, тоже должно считать человекотворцами потому что они будто возсозидают людей» («Добротолюбие» т.1, Jordanville, N.Y., 1963, с.49).

Прп. авва Дорофей (5/18/.6.620):

«Старайтесь постоянно помогать друг другу: или учением, влагая слово Божие в сердце брату, или утешением во время скорби, или подаянием помощи в деле служения» (Авва Дорофей «Поучения, послания, вопросы, ответы» М., 1991, с.94).

Прп. Максим Исповедник (21.1/3.2/.662):

«Не раздаянием только имения оказывается расположение любви, но ещё более преподанием слова Божия и телесным служением» («Добротолюбие» т.3, М, 1995, с.182).

Прп. Исаак Сирин (28.1/10.2/VII в):

«Прекрасное дело – учить людей добру и постоянной заботой приводить их от заблуждения к познанию истины. Это путь Христа и апостолов» (Иеромонах Иларион (Алфеев «Мир Исаака Сирина» М., 1998, с.75-76).

***

Об отношение к проповеди Христа, слова Божия

в древней Церкви

Св. Апостол Павел:

О высоте дела благовестия свидетельствует Апостол Павел, когда пишет о:

«данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим. 15,15-16).

«Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал. 6,6).

«Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,

и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1 Фес. 5,11-13).

«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7).

Апостол Варнава (11/24/.6. I в.): «Всякого, говорящего тебе Слово Господне, люби как зеницу ока: вспоминай о нёмднём и ночью» («Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним протоиерея П. Преображенского» Киев, 2001, с.51).

В одном из древнейших христианских памятников – конец I-начало II веков – «Учение двенадцати Апостолов (Дидахе)» говорится: «Чадо мое! поминай ночью и днём того, кто возвещает тебе слово Божие и почитай его как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь» (Цитата по книге: «Антология. Раннехристианские Отцы Церкви» Брюссель, 1978, с.18).

Святитель Амвросий Медиоланский (7.12/25/.397)

«Где Тело Христово, там и орлы, которые имеют обыкновение летать, оставив земное и стремясь к небесному. Почему я это говорю? Потому что и люди, благовествующие Христа, тоже ангелы, и, кажется, намерены занять место ангелов» (Цитата по журналу «Альфа и омега» 2004, №2(40), с.127).

Спустя века Св. прав. Иоанн Кронштадтский напишет: «Если б мальчик, хорошо известный, преподавал нам истину Божию, и тогда мы должны были бы слушать его со смирением, со вниманием и с глубоким уважением. Все люди, вещающие истину не более как герольды Божии» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.2, 1859-1860, М., 2003, с.92-93).

/«Герольд (нем.) – в Западной Европе в средние века вестник, глашатай при дворах королей и крупных феодалов» («Словарь иностранных слов» М., 1992)/.

*****

В Месопотамской «Литургии свв. апостолов Фаддея и Мария» содержится моление: «Господи Боже наш, даруй нам тишину и мир Твой, во все дни века сего, чтобы все жители земли познали Тебя, что Ты – Бог Отец, единый истинный…» («Собрание древних литургий Восточных и Западных» Выпуск 4 и 5; репринт с 1877г. изд. Свято-Владимирского Братства, 1999, с.23).

Митрополит Антоний Сурожский (4.8.2002):

«Мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы КАЖДОГО нуждающегося привести к Самому Христу» (Антоний митрополит Сурожский «Воскресные проповеди» изд. Минского кафедрального Свято-Духова собора, 1996, с.97-98).

Св. равноапостольный Николай Японский (3/16/.2.1912):

«Что лучше, возвышеннее, благороднее служения миссионерского?» (Св. равноапостольный Николай Японский «Краткое жизнеописание. Дневники 1870-1911». СПб. 2007. с.311).

«Оно – самое прямое и непосредственное служение Богу и служение самому высшему благу ближних, а именно вечному спасению их» (Николай Японский, святитель. Видна Божия воля просветить Японию. Сборник писем» М., 200, с.263).

Свт. Макарий (Невский) митрополит Московский и Коломенский, «апостол Алтая» 16.2/1.3/.1926):

«Служение миссионерское, как служение апостольское» (Митрополит Московский Макарий (Невский). Избранные слова, речи, беседы, поучения. М., 1996, с.5).

Свт. Иоанн Златоуст (14/27/.9.407):

«Итак, вследствие того, что ты не можешь научить многих, не пренебрегай и немногими, и пожеланием великого не устраняй себя от малого. Если не можешь обратить сотни, позаботься о десятке; если десяти не можешь, не пренебрегай и пятерыми; если и пяти не можешь, не презирай и одного. Бог определяет венцы, сообразуясь не с числом исправленных, а с намерением исправляющих».

«Если сегодня не убедишь, может быть, убедишь завтра; и если никогда не убедишь, сам ты все равно получишь совершенную награду. Если не всех убедишь, можешь убедить некоторых. Так и апостолы, хотя и не всех убедили, получили награду за всех, так как ко всем обращались со словом проповеди» («Слово 6 Об учении и наставлении». «Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского» т.12, ч.2).

Свт. Феофан Затворник Вышенский (10/23/.01.1894):

«Того и гляди, что вера испарится – почти всюду спят. Через поколение, много через два иссякнет наше православие. «…» Следовало бы завести целое общество апологетов и писать, и писать» (Цитата по книге: Прот. Георгий Флоровский «Пути русского Богословия» Париж, 1937, с.397-398).

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

«Дивна дела! У иного в душе вмещается бездна знаний, а иной едва-едва что-либо знает; иной – свет, а другой – тьма. Отсюда ОБЯЗАННОСТЬдля обладающих познаниямиучить и просвещатьнезнающих, тёмных» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.2, 1859-1860, М., 2003, с.135).

Арх. Киприан (Керн, †11.2.1960)**:

«Нельзя забывать, что в общей системе церковного строительства и управления просвещение и богословская, да и всякая вообще наука, необходимы, полезны и благословенны. Наука – такой же подвиг, просвещениетакое же служение; это – общее дело, что по-гречески означает «литургия». Служители и строители церковной культуры ничем не меньше аскеты, подвижники и мученики, чем рядовые священники, служащие Богу и людям, и монахи, занимающиеся для своего спасения молитвою и физическим трудом» (Архимандрит Киприан (Керн) «Антропология св. Григория Паламы» М., 1996, с.XVII).

Св. прав. Алексей Московский, Мечев (9/22/.6.1923):

«Где бы мы ни были, должны светить другим: исповедовать Господа и этим приводить к Нему других» («Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева» М., 2000, с.29).

Ещё в 1977 г. в проповеди, посвящённой объяснению Литургии, протоиерей Димитрий Дудко (28.6.2004) коснувшись слов «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» сказал: «Теперь остались «глаголющие». Говорящие в наше время, кто это такие? А те, кто вопреки безбожной пропаганде смело и безбоязненно заговорил о Боге. Всюду кричат: нет Бога, а мы скажем: есть Бог! Есть Бог и жива душа человеческая. Будем весть о Христе нести везде и всюду: в семью свою, даже если распропагандированный безбожием муж не желает слушать жены, не даёт ей детей приучить к христианскому учению; нести весть о Христе в школы, даже если там под страхом наказания запрещают говорить о Нём, помня, что безбожие – гибель, а вера – спасение. И в таком случае не говорить о Христе в школе – это значит быть эгоистом, заботиться только о себе и не обращать внимания на гибель школьников. Нести весть в институты, во все учебные заведения. Конечно, трудно в институтах говорить о Христе, потому, что там лектора тысячу раз проверяют. Вот тут кстати евангельские слова «будьте мудры». Нельзя так, можно иначе. Желающий всегда найдёт способ, как заговорить со студентами о Боге. Профессоры в институтах особенно должны чувствовать свою ответственность перед студентами. «…» Посмотрите внимательно на студентов, самых преуспевающих, спасает их знание? Они пьют, развратничают и гибнут. И вы, профессора виноваты в их гибели. Профессором вы стали не для того чтобы хвалиться знанием, писать учёные труды, а профессором стали для того чтобы просвещать христианским учением студентов. Это в наше время трудно. Но и особенно благородно. Студенты научились понимать теперь с полуслова. Даже если вы не совсем ясно говорите о Боге, даже если одним видом показываете, что вы не против Бога – они уже поймут. А если ещё вашу диссертацию завалят, потому что вы пожелали заговорить о Боге, тем более поймут. Даже если выгонят из института, тогда если вам не разрешат ничего сказать, вы самым громким образом будете говорить о Боге.

Нужно нести весть о Христе в печать, в театр, – всё чтобы говорило о Христе, чтоб говорило о Боге. Я уже не говорю о священниках, которые по слову Апостола должны говорить о Христе во время и не вовремя, наставлять, умолять. Говорящие, имеется в виду говорящие о Боге, а это относится ко всем людям, как сейчас выражаются умственного труда. Тогда мы будем петь вместе с Ангелами «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» (Священник Дмитрий Дудко «Литургия на Русской земле» М., 1993, с.191-192).

Протоиерей Тихон Пелих (11.7.1983):

«Из года в год каждое воскресение сотни тысяч людей по несколько часов пребывают в храмах, а между тем не только не преображается земля, но кругом бушует неверие, и не только за оградой церквей, но и в их стенах, где стоят верующие. Видя всё это, христианская душа пребывает в сильном смущении: неужели неверие погубило Русскую Церковь? Больнее и трагичнее всех переживают это русские матери, которые с тоской взирают на грядущие судьбы своих детей. Кто виноват в этом? Как помочь и где найти выход? Невольно вспоминаешь слова приснопамятного епископа Русской Церкви Феофана Затворника, который говорил: «Верующие, как факелы, должны гореть и, ходя, зажигать, заражать огнём веры сердца неверующих». Но, к сожалению, приходится говорить об обратном. Приближается опасный момент, когда тлеющая искра веры и та грозит потухнуть под напором заразительного неверия. Вместо пламени горящего – у нас только угольки тлеющей веры. И страшно, что и они могут потухнуть» («Старец протоирей Тихон Пелих» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000, с.199-200).

*****

Рече Господь Своим ученикам:

«Вы – свет мира.

Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,14-16).

Сергей Сергеевич Аверинцев (21.2. 2004)***:

«Мы раскрываем страницы Евангелия, и наш ум вновь и вновь, – в который уже раз! – поражают слова Иисуса Христа: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»! Ещё ранее было сказано о Христе устами Иоанна Предтечи, что Он будет крестить – огнём. Вот, значит, как называется то, что даёт Христос: огонь. Вера Христова – вера огненная. Таков критерий.

Но как может быть убедительной для неверующего мира весть об огненной вере, если он, этот мир, не видит огненности в тех, кто называет себя верующими? /2/. Где там огонь? Воздушные замки мечтательности на религиозные темы, воздушные умствования и теоретизирования, мнения и суждения о вере. Тепловатая вода набожных эмоций. Земляная тяжесть так называемого православного быта (слово-то какое – «быт»!). Вспыхнет на мгновение огонь, озарит, согреет – и снова погаснет. Но есть люди, в которых огонь горит, не угасая ни на минуту, ощутимый в каждом их слове, в каждом взгляде. Огонь, который нельзя подделать, когда его нет, но и нельзя скрыть, когда он есть» /3/ (Цитата по журналу «Альфа и омега» 2004, №2(40), с.265-266).

Прп. Паисий Святогорец (29.6/12.7/.1994)

«Сейчас везде стоит теплохладный дух, мужества нет ни в ком! Мы стали ни на что не годными! И почему Господь нас ещё терпит? Нынешнее поколение – это поколение равнодушных. НЕ БОЙЦЫ, разве что для парадов годятся.

Богохульники, атеисты выступают по телевизору, а Церковь молчит «…» Люди молчат от равнодушия. Плохо то, что даже те, кто имели в душе живые чувства, начали охладевать и оправдывать себя: «Ну как я могу повлиять на ситуацию»? Мы должны дерзновенно исповедовать свою веру, если мы будем молчать, ТО ОТВЕТИМ ЗА ЭТО. В это тяжёлое время мы должны делать всё, что в наших силах, а то, что мы не можем изменить – предоставим воли Божией, тогда наша совесть будет чиста. Если же мы не воспротивимся злу, то восстанут из могил наши предки. Они столько страдали за Родину, а чем мы для неё пожертвовали? И если христиане не будут исповедниками, не будут противостоять злу, то разорители совсем распояшутся» («Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления» М., 2011, с.51-52)/4/.

Схиигумен Савва (Остапенко; †14/27/.7.1980):

«Самая высокая милостыня для ближнего – это утолить духовную жажду познания вечной Истины, насытить духовно алчущего»/5/ (Схиигумен Савва (Остапенко) «Семена сатаны и любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости»).

Свт. Макарий (Невский):

«Братия христиане! Несмотря на то, что искупительная жертва принесена Христом-Спасителем за всех людей, плодами ее могут пользоваться только те, кто веруют во Христа, принадлежат к созданному Им телу – Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которые вошли в общение со Христом через причащение Его тела и Крови. Значит, не верующие во Христа и не принадлежащие к святой Православной Церкви не могут пользоваться плодами искупления, совершенного Господом Иисусом Христом. А таковых на всей земле и в отечестве нашем остается еще много… Все они имеют нужду в проповеди о Христе и о созданной Им Церкви» (Слова и беседы по миссионерскому делу Макария, митрополита Московского и Коломенского» Сергиев Посад, 1914, с.217).

«Руководитель Всемирной ассоциации христианских студентов (WCCF) и Христианской Ассоциации Молодых Людей (YMCA), лауреат Нобелевской премии мира 1946г» Джон Рэлей Мотт (31.1.1955):

«Мы обязаны проповедовать по всему миру, потому что Евангелие делает нас должниками всего человечества. Знание о Христе скрыто от двух третей населения землиэто настоящее преступление против человечества! Наш долг нести Евангелие всему миру, потому что таково повеление Христа» (Mott 1944).

В статье «Антропологический кризис в современной европейской культуре» доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Виктор Слободчиков пишет: «Исторический опыт свидетельствует, что нация (народ) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется слишком много людей с патологическим поведением, но когда в общественном сознании исчезает, падает до некоторого критического уровня понятие «нормы», «должного и ценного». «…»

масштаб и характер двух рассмотренных тенденций выхода из мировоззренческой катастрофы позволяют обозначить нашу эпоху – как неоязычество новейшего времени, которое требует нового благовествования, новой проповеди, нового миссионерства. И очевидно, что единственной силой, способной исцелить и реабилитировать как индивидуальное, так и общественное сознание в современной России является только православная вера, только Православная Церковь!» (Сайт «Православие Ru» 2.2.2005).

В «Послание клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви» Архиерейского Собора РПЦ /октябрь 2004г/ сказано:

«Освященный Архиерейский Собор призывает народ Божий к укреплению единства, умножению миссионерских трудови святости жизни» (Официальный сайт Русской Православной Церкви).

В утверждённой 27 марта 2007 года на заседании Священного Синода «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» сказано:

«Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16,15). Она направлена на спасение каждого человека.

Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Ефес. 2, 20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41).

Миссия, как апостольство, всегда составляла ГЛАВНЕЙШУЮ ИЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28, 19-20).

Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8,21-23).

«Православное понимание миссии предполагает, что вселенская миссия является эсхатологическим событием, когда Евангелие будет проповедано «до скончания века» (Мф. 28,20). Именно эта эсхатологическая перспектива определяет правильное взаимоотношение между миссией и национальной культурой, ведь целью миссии всегда остается преображение всего космоса — человечества и природы, по слову апостола Павла, «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15,28)» /6/.

* Профессор МДА, /ныне председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви/ прот. Максим Козлов: «Если обобщить схему православного понимания социально-культурной миссии Церкви и её метода, то сделать это можно в следующих словах: не клерикально-государственное навязывание извне христианской идеологии и дисциплины, а внутреннее, органическое, эволюционное преобразование общенациональной жизни и творчества. Но эта грандиозная перспектива останется мечтой, пока православные миряне в массе своей не осознают себя миссионерами Христовой веры в океане окружающего нас неоязычества, не вдохновятся значительностью и ответственностью мирянского апостольства. Это и будет реализацией православной «соборности», о которой мы декларируем, но осуществить которую в каждодневной церковной жизни ещё только предстоит» («Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» Москва, 7-9.02. 2000г. Материалы» М., 2000, с.408).

Свт. Иннокентий Московский и Коломенский «первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки»(31.3/13.4/.1879):

«Миссионерское служение есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на такое служение!»

(Свт. Иннокентий Московский «Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру»).

Свт. Иоанн Златоуст: «Будем пещись о спасении братий.

Это – не ниже мученичества,

т.е., чтобы не отрицаться ни от каких страданий для спасения многих; ничто так не благоугодно Богу. «…» СКОРЕЕ СОЛНЦЕ НЕ БУДЕТ НЕ ГРЕТЬ, НЕ СВЕТИТЬ, НЕЖЕЛИ ХРИСТИАНЕ – НЕ ПРОСВЕЩАТЬ;

скорее свет сделается тьмою, нежели будет это»

(«Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого Архиепископа Константинопольского избранные творения. Собрание поучений» т.2, изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993, с.493,494).

Святое Евангелие повествует:

«А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал, Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

Но Иисус сказал ему:

предоставь мёртвым погребать своих мертвецов;

А ТЫ ИДИ, БЛАГОВЕСТВУЙ ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ»

(Лк. 9,59-60)

/1/. Доктор филологических наук, академик РАН Сергей Сергеевич Аверинцев (†21.2. 2004) пишет об этих словах апостола: «Кротость – это весьма важно, между прочим, как закон для христианского богословствования; но я о другом: очень интересны эти слова – «отчет» и «ответ». Отчет – по-гречески употреблено слово»апология» (Интернет версия статьи «Богословие в контексте культуры» на сайте «Азбука веры».

/2/. Свт. Димитрий Ростовский (28.10/10.11/.1709) писал: «О, огню святый, коль сладце гориши, коль тайно светиши, коль желательно жжеши! Горе не горящим тобою, и тобою не светящим: ибо некогда мраком объимутся непросветным и во огонь вечного мучения ввержени будут!» (Святитель Димитрий Ростовский «Царский путь. Избранные места из проповедей и поучений» Изд. Ростовской-на-Дону епархии, 2007, с.10).

/3/. Таков, по мнению Сергея Сергеевича, митрополит Антоний Сурожский. – Примечание составителя.

/4/. В другой раз прп. Паисий сказал: «В прежние времена те, у кого была власть, имели веру в Бога, а теперь многие из властвующих вообще в него не верят. В наши дни много тех, кто хочет разложить и молодое поколение и семью, и Церковь. Сейчас защищать интересы народа – исповедничество, потому что государство борется с законами Божиими, издаваемые им законы против Божественных установлений. Но МЫ ОТВЕЧАЕМ за то чтобы не дать врагам Церкви всё разорить… Сейчас идёт настоящая война, война духовная и я ОБЯЗАНбыть на переднем краю» («Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления» М., 2011, с.50).

Много раньше Алексей Степанович Хомяков (†23.9/5.10/.1860) **** писал: «Иное дело в области веры или Церкви. Как откровение Божественной истины на земле, будучи предназначена по самому существу своему сделаться общим отечеством для всех людей, Церковь ни одному из чад своих не разрешает молчания перед клеветою, против нее направленною и клонящеюся к извращению ее догматов или ее начал. Область государства – земля и вещество; его оружие – меч вещественный. Единственная область Церкви – душа; единственный меч, которым она может пользоваться, который и врагами ее может быть с некоторым успехом против нее обращаем, есть слово. Поэтому каждый из членов Церкви не только может по праву, но несет обязанность отвечать на клеветы, которым она подвергается. Молчание было бы преступлениемне только по отношению к тем, которые пользуются счастием принадлежать к Церкви, но также, и в еще большей степени, по отношению к тем, которые могли бы им обладать, если бы ложные представления не отклоняли их от истины. Всякий христианин, когда до него доходят нападки против веры, им исповедуемой, ОБЯЗАН в меру своих познаний оборонять ее, не выжидая особого на то уполномочия: ибо у Церкви нет официальных адвокатов» (А.С. Хомяков. «Сочинения в 2-х тт. т. 2. Работы по богословию» — М., журнал «Вопросы философии» 1994. с.25-71).

/5/. 20.1.1847г. Николай Васильевич Гоголь († 4.3.1852) пишет сестре: «Истинно христианская помощь не в одном денежном подаянии, это ещё небольшая помощь. Избавить от нужды, холода, болезни и смерти человека, конечно, есть доброе дело, но избавить от болезни и смерти его душу есть в несколько раз большее. Обратить преступного и грешника ко Господу – вот настоящая милостыня, за которую несомненно можно надеяться получения небесного блаженства. Ибо ты сама уже вероятно узнала из Евангелия, что на небесах больше радуются обратившемуся грешнику, чем самому праведнику. А для этого-то подвиги тебе предстоят на всяком шагу, обратись только вокруг себя» (Цитата по книге: В.А. Воропаев «Гоголь над страницами духовных книг» М., 2002, с.197).

/6/. В соборном документе сказано: «Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Долг православных христиан – свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3.9)» («Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»).

Выступая 15 декабря 2004 года с докладом на Епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (†5.12.2008) сказал: «Современное общество все чаще называют постхристианским. Это означает, что перед нами – необъятное поле для миссионерских трудов. Вновь, как в евангельские времена, мы видим, сколь велика жатва и сколь малы сил у труждающихся, но мы убеждены, что Господь вышлет «делателей на жатву свою» (Лк.10,2).

Свидетельство миру о Христе становится сегодня нашей главной задачей. Нужда в евангельской проповеди особенно сильна в крупных городах. При этом следует иметь в виду, что миссионерство на некогда православных территориях, «вторичная христианизация», требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях современного мегаполиса.

Каждый христианин, являясь последователем Христа, должен стремится к исполнению заповедей Спасителя, в том числе и заповеди о проповеди Благой Вести, в соответствии со словами Господа: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк.16,15). Эти слова еще в большей мере относятся к деятельности пастыря, который призван к тому, чтобы вся его деятельность была единой проповедью о Христе Воскресшем» (Официальный сайт Русской Православной Церкви; газета «Церковный Вестник» 2005, №1-2(302-303), с.13).

В «Послание собрания Предстоятелей Православных Церквей» говорится:«Миссия неразрывно связана с единством. Церковь не живет для себя: ее долг – свидетельствовать и разделять Божии дары с ближними и дальними. Участвуя в Божественной литургии и молясь о всей вселенной, мы призваны продолжать эту литургию и после литургии, разделяя со всем человечеством дары истины и любви, согласно заключительной заповеди и обетованию Господа: «Идите, и научите все народы… и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20)» (Интернет версия «Послания собрания Предстоятелей Православных Церквей 6-9.3.2014).

* Протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979) – доктор богословия «honoris causa», профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926-1939, 1947-1948), профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия, декан Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке (1948-1955), профессор Гарвардского и Принстонского университетов.

** Архимандрит Киприан Керн (1899-1960) – профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже по кафедрам патрологии, литургики и пастырского богословия, Доктор церковных наук (1945; тема диссертации: «Антропология святого Григория Паламы»).

*** Сергей Сергеевич Аверинцев (10.12.1937–21.02.2004)

– русский филолог, культуролог, библеист, переводчик.

Член СП СССР (1985), Русского ПЕН-центра (1995), председатель Русского библейского общества (с 1990). лауреат премии Ленинского комсомола(1968), Государственных премий СССР (1990) и Российской Федерации (1996

Согласно завещанию, похоронен рядом с родителями в Москве на Даниловском кладбище; надпись на могильной плите: «Сергей Аверинцев, чтец».

**** Алексей Степанович Хомяков «(1804-1860), русский религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства, ч.-к. Петербургской АН (1856)» («Советский энциклопедический словарь» изд.3, М., 1985, с.1450).