Доклады на конференции:
- В.Н. Доин «Образ Софии Премудрости Божьей»
- В. Рыжков «Структура и основные свойства мира»
- И.Н. Заиканова «Церковь и наука: вместе или врозь»
- А.В. Садур «Концепция Вахдат аль вуджуд» (Единство бытия ибн Араби и исихазм: сходство и различия)
- Г.Е. Дубко «Целостное мировоззрение. Целостный человек. Целостный мир»
В догонку к конференции «Господь моё просвещение»
Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский
Слово в Неделю о самарянке
В книге пророка Исаии читаем великой важности слова, внушенные ему Духом Святым: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» (Ис. 65:1).
Казалось бы, эта необыкновенная речь была недоступна пониманию самарян, но слушание ее и очень краткое личное общение с Иисусом Христом были достаточны для того, чтобы они уже не по словам только призвавшей их самарянки уверовали в Господа Иисуса как Мессию – Христа, поверив собственным своим глазам и ушам.
Они смиренно просили Господа Иисуса зайти в их город. Он пробыл в Сихеме два дня, и еще большее количество самарян уверовало в Него. Самаряне не слышали Божественной проповеди Иисуса Христа в Иудее, не знали Его Божественных заповедей блаженства, не видели Его бесчисленных чудес. Они не искали Его, не вопрошали о Нем, и тем не менее Его беседы с самарянкой, объявления Себя Мессией – Христом и двухдневные общения с Ним в Сихеме было достаточно для того, чтобы на них так ярко исполнились слова пророка Исаии: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня…».
Из всех книг Ветхого Завета самаряне принимали только пять книг Моисеевых; они не читали Пророков, ясно предвозвещающих воплощение Сына Божия и спасение Им мира человеческого. Всё это читали и знали иудеи, слышали трехлетнюю проповедь Господа Иисуса и были свидетелями Его неслыханных чудес – и все-таки большинство их не уверовало в Него.
И не на одних самарянах исполнились великие слова пророка Исаии: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня…».
В житиях святых, особенно мучеников Христовых, есть очень много примеров того, как внезапно обращались к вере в Господа Иисуса Христа язычники, присутствовавшие при страшных мучениях христиан, и даже самые исполнители пыток и казней над ними.
Сверхчеловеческое мужество, стойкость и бесстрашие святых мучеников производили на язычников такое неотразимое впечатление, что они бросали орудия пыток, объявляли себя христианами и сами становились мучениками.
Думаю, что от всего сказанного мною ныне о внезапных обращениях к вере христианской может у некоторых возникнуть вопрос: если Сам Бог является не ищущим Его и открывается не вопрошавшим о Нем, то чем виновны те неверующие, которых Он не призвал к вере? Виновны, тяжко виновны, ибо то, что говорил я о легком и быстром обращении самарян, о Божьей помощи святым мученикам, потрясающее впечатление зрителей их мучений – только исключительные факты; а по общему правилу, наше обращение всем сердцем к Господу Иисусу Христу происходит не внезапно.
Горячая вера в Него рождается и возрастает непрерывно в сердцах людей, пораженных Божественной, сверхчеловеческой глубиной Его учения, только для Бога возможными чудесами, а больше всего тем глубочайшим душевным потрясением, которое испытываем мы, взирая на Спасителя нашего, пригвожденного к страшному кресту на Голгофе.
Святое Евангелие приводит ко Христу всех читающих его с детской чистотой сердца.
Итак, безответны те, у которых сердца нечисты, исполнены пристрастием к земным благам, и потому они и знать не хотят Евангелия Христова. А это духовная смерть.
Пусть же не верующие в Господа Иисуса Христа, в Святую Троицу помнят изумляющие и умиляющие нас слова Спасителя нашего: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
1958 год
Это несколько проповедей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского в неделю о слепом.
По случаю Дня памяти свт. Луки (Войно-Ясенецкого).
Лишь Христос через Крещение дарует человеку свет жизни, отгоняет тьму страстей. Христос проясняет совесть человека, помрачившуюся от греха, так что она начинает правильно отличать добро от зла, воссоздает в человеке падшем духовное око. О приявших такое просвещение через рождение водой и Духом говорит апостол: Вы имеете помазание от Святого и знаете всё… и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно (1 Ин. 2: 20, 37).
Конечно, это не значит, что для крестившихся уже совсем не нужно поучение духовное. Свет жизни Христовой может озарять души их всё ярче и ярче при научении духовном, если только вместе с озарением ума будет возрастать в них и самая жизнь в Боге. Но от одного неведения не погибнет верующий во Христа: самая благодать Крещения предохранит его, укажет путь жизни, если будет он молить о том Христа от всего сердца. Свет жизни не угаснет в нем, разве если сам он утратит благодать Крещения. Сделавшись сыном дня, он, как ходящий днем, не споткнется, разве только если опять возлюбит более тьму, нежели свет, даст этой тьме омрачить свое сердце, сделать его несмысленным (Ин. 11: 9; 12: 35–36; 3: 19; 1 Фес. 5: 5; Рим. 1: 21).
И как солнце видимое вместе с лучами света разливает всюду живительную теплоту, так со светом Христовым вливается в сердце человека живительная теплота любви Христовой. Любовь же, вливаясь в сердце, дает силу ходить путями жизни Христовой. Если ум сам по себе бессилен часто удержать человека от того, что признал он худым, то любовь Христова дает такую силу. Чем более возрастает она в душе, тем духовно крепче становится человек, растет в нем готовность ради верности Христу и пострадать. Так евангельский слепорожденный, озарившись светом Христовым, почувствовал и согревающую сердце теплоту любви Христовой, которая помогла ему претерпеть ради Христа злобные поношения, изгнание из синагоги и другие страдания. Эта любовь ко Христу воодушевляла сонмы святых на всякие подвиги и страдания во имя Его, как говорит святой апостол Павел: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силой Возлюбившего нас (Рим. 8: 35, 37). Вот свет жизни.
Возблагодарим же от всего сердца воскресшего Христа, даровавшего нам этот свет жизни. Явим свою благодарность не в словах лишь похвалы, но и в делах жизни. Не будем снова и снова уходить во тьму страстей житейских, манящих нас, как обманчивые болотные огни в трясину погибели. Сделавшись сынами света от самого крещения, не будем уходить от Солнца сияющего, предпочитая пребывание во тьме. Будем ходить во свете (Ин. 12: 35–36; 1 Ин. 1: 27), пока не объяла нас тьма, не ослепила настолько, что мы не будем знать, куда идти. Будем хранить в себе данный нам свет жизни. Ибо если не появятся действия его в нас и начатки жизни духовной, пока живем на земле, то как будем способны к вечной жизни в Боге? Будем помнить, что, как бы мы ни удалялись от Солнца правды, Оно всё равно некогда воссияет над всем миром, осветит всё скрытое во тьме (1 Кор. 4: 5), только будет это озарение уже не светом жизни для тех, кто по нерадению, беспечности, ожесточению сердца не сохранил в себе и начатков жизни, а зноем огня опаляющего, ибо Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12: 29; Втор. 4: 24) для всех грешников нераскаянных.