Психология общения

Психология общения — сложный многоплановый процесс, который включает установление и развитие контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), как в процессе оказания помощи людям, так и в ходе совместной деятельности слушателей нашей Школы.

Общение для добровольца требует обладания умением как минимум трех главнейших навыков: коммуникации (обмена информацией), интеракции (обмена действиями) и социальной перцепции (восприятия и понимания партнера). Вне общения невозможна благотворительная деятельность. Взаимоотношения личности и общества, изучается в рамках психологии общения, которому посвящен один из курсов нашей Школы.

Одной из важнейших форм общения в ходе оказания благотворительной помощи является беседа — двусторонний, или многосторонний вид коммуникации, при котором общение идет в обоих направлениях между двумя собеседниками или по нескольким направлениям одновременно, при участии нескольких собеседников. Диалог состоит из последовательности актов речения, других актов коммуникационного взаимодействия, обычно не пересекающихся по времени, когда один говорит, что-то показывает, демонстрирует остальные слушают, воспринимают.

Оказывающему помощь необходимо как теоретически, так и на опыте узнать или испытать виды общения, из которых можно выделить самые важные:

эмотивный — обмен эмоциями;

контактный — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче информации и поддержании взаимосвязи;

побудительный — целевая стимуляция активности;

координационный — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности, особо важный в процессе действия группы добровольцев.

Все эти, а также другие виды общения на занятиях, проводимых Светланой Альфредовной Копиной отрабатываются не только теоретически, но в большей степени – в процессе «игры», когда между слушателями распределяются роли для решения каких-то конкретных жизненных проблем. При этом роли могут меняться «по кругу», чтобы каждый из участников испытал на себе каждую из ролей, сумел встать на место другого человека, часто или иногда, враждебно настроенного. Это очень помогает в решении сложных проблем, когда от одного установления контакта зависит результат благотворительной деятельности или согласованного и эффективного служения добровольца.

Важно отметить, что душевное состояние добровольца, его готовность служить людям зачастую зависит и от сложности его внутрисемейных отношений, ведь готовность служить другим должна начинаться с семьи, а неразрешенность семейных проблем или конфликтность внутри нее, делает человека несвободным, замкнутым только на себя и отношения внутри семьи. Оказание помощи другим, может быть более в ней нуждающимся людям, в таком случае отодвигается на задний план, осуществляется «по остаточному принципу». Такой доброволец малоэффективен, часто менее ответственен и в команде.

Поэтому в этом курсе большое внимание уделяется решению внутренних, часто душевных или психологических проблем добровольцев.

Кроме курса «психология общения», и в дополнении к нему, в Клубе добровольцев действует кружок «психодрама», в котором все желающие, прошедшие Школу и слушатели могут участвовать с целью решения личных проблем: семейных, возрастных, служебных и других межличностных отношений.

Также много радости от приобщения к искусству и общения на почве художественного творчества приносит факультативный курс «арт-терапия». Недирективную арт-терапию можно применять в самых разных условиях и с самыми разными людьми. Например, это могут быть:

-малоконтактные и депрессивные люди ;

-люди с ментальными особенностями;

-дети и пожилые люди;

-для релаксации при интеллектуальных перегрузках.

Читает курс «психология общения», и проводит оба вида занятий для добровольцев Светлана Альфредовна Копина — психолог, психотерапевт клиентоориентированного направления. Она имеет многолетний опыт преподавания арт-терапии в вузах и многолетний опыт работы с открытыми, интегративными группами.