Христианство и аскетизм, тождественные понятия, хотя и не взаимно друг друга покрывающие. Для того, чтобы человеку восходит к Богу, он должен совершать известное усилие, чтобы преодолеть свою самозамкнутость, трансцедировать себя и, через мрак и грязь мира, прорваться к тому, что выше мира, к Богу.
Проблема аскезы онтологична: с одной стороны, что бы человеку ощутить Бога, ему надо совершить как бы полет над своей тварностью, с другой сторон, как существу греховному, ему надо преодолеть тяжесть своей греховности. Отсюда подвиг, аскеза является неизбежным условием, вне которого нет религии.
У духа есть два крыла, на которых он возноситься к Богу, и это касание Бога, есть само сердце христианской жизни. Самодвижная молитва, которая становится независимой от подвига корениться в подвиге и в усилии.
Другое крыло есть покаяние, видение себя в Боге. Человек может быть самодовольным, но нуждается в покаянии, которое ему кажется унизительным, но в свете духовном, в свете Бога, человек видит себя тварным и онтологическим ничтожеством и не может себя не смирить перед Богом. (НЕ можете без меня ничего творить).
Сократовское «познай самого себя» — есть тоже покаяние, ибо бездна между Богом и человеком непреодолима. Это не есть духовная поза, духовное рабство, но духовное видение себя в свете Божьем.
В молитве есть ненасытность и никогда нельзя достаточно познать себя, ибо нет грани преодоления себя перед Богом. Молитва дает вечную жизнь в Боге, который раскрывается соответственно силам души каждого человека, то, как богомыслие, то, как богорадование.
Молитвенная аскеза – есть стояние перед Богом, такое стояние, в котором человек не видит и кругом стоящих, хотя и в церкви, например они, стоят рядом, но каждый из них обращен к небу и не видит даже самого себя.
Для личной аскетики не существует истории, утрачивается характер эпохи, исторического развития, всего того, что составляет нашу мирскую жизнь.
Характер аскетической литературы. Сочинения аскетики так же не подвластны времени, как и слово Божие не подвластно ему. Исаак Сирин, авва Дорофей, Добротолюбие, — современны, как для своих современников, так и для будущих поколений, ибо душа в своем развитии перед Богом, проходит один и тот же путь.
Основной проблемой человека является грех, т.е. то, что является отступлением от природы человека, а понятие о зле, как о грехе есть одна из самых характерных, специфических особенностей Христианской религии.
Грех в аскетике рассматривается не как преступление нравственного закона, но как заболевание души, нарушившей первозданную гармонию миротворения, и такая больная душа не может достигнуть совершенного действия в сторону добра, т.к. не имеет необходимых для этого качеств, постоянства энергии и чистоты побуждений.
Все множество страстей аскеты сводят обыкновенно к восьми главным, обычно разделяя на телесные и душевные.
Возбудителями неправильного отношения к миру являются: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, тщеславие и гордость. Существует также известная внутренняя диалектика греховных страстей: одна страсть часто производит другую.
Помыслы – зачатки страстей, тех навязчивые, скрытые побуждения или импульсы, что всплывают из глубины подсознания.
Страсти – суть блокирование, узурпация, разрушительное искажение фундаментальной человеческой способности желания. Это формы идолопоклонства, «самопоклонства», обращающего в ничто нашу способность к самоопределению.
Крайне важно успокоиться и проясниться двум основным жизненным центрам человека — уму и сердцу. Тогда в человеке появляется возможность проявиться его истинно доброй природе и так через действие благодати Божьей для излечения его душевного расстройства.
На чистоту побуждений, для исцеления души в первую очередь направлены действия аскета, стремящегося к совершенству.
Христианская жизнь не может совершаться в правильной последовательности положительного и беспрепятственного развития, если не будет постоянного искоренения душевных искажений.
Добро по общему смыслу святоотеческого аскетического мировоззрения, — естественно для человека. Подвижническое правило и аскетическое требование — бороться против всякой страсти, пока человек не достигнет благочестия.
Аскеза, в сущности, означает активное выявление и охранение форм личности, ее подлинного образа, активное сопротивление власти душевных привязанностей, направленных на то, чтобы поработить ее.
Укрепление и сохранение личности требует концентрации внутренних сил, выбора, несогласия на смешение с безличными силами. Истинная аскеза как определил ее Н.Бердяев есть «героическое начало в человеке».