История Школы

Некоторые итоги первых двух лет работы Школы Добровольцев Милосердия

Главное, конечно, обучение. Первоначально предполагалось, что оно будет длиться один учебный год. Первый курс Школы прошел на одном дыхании. Были лекционные курсы, которые не имеют аналогов ни в одном учебном заведении, например, «Духовные основы милосердия» — один из самых объемных по времени. Курс «выстраивался» Максимом Барановским, как он сам говорит, совместно с добровольцами в процессе занятий, имевших характер бесед.

Психология – как источник специальных знаний, так необходимых при работе с людьми, также занимала много учебных часов. Надо сказать, что этот предмет, хотя и уводивший нас в область «мира сего», оказал на слушателей очень большое воздействие, плоды которого мы ощутили уже непосредственно в работе с детьми, бездомными…но и не только. Наши отношения с нашими детьми (даже если они учатся в ВУЗах) прошли переоценку и, где это было возможно, исправление.

Курс «психология зависимости», который вел к.м.н. Е.Н. Проценко, оставил большое впечатление, в особенности потому, что здесь в его лице мы столкнулись с редчайшим явлением –  воцерковленной психологией, притом, что речь шла о «крайних проявлениях» греховного начала в человеке, с которыми он успешно борется в своем Центре.

История благотворительности в России, которую читал заместитель директора Музея благотворительности и меценатства – Л.Н. Краснопевцев, запомнилась, прежде всего, ощущением огромного «провала памяти», пережитого нашим обществом в годы социализма. Высочайшие достижения благотворительности, их широта и путь, пройденный российским обществом в деле милосердия, сейчас воспринимаются почти как кинофильм «Воспоминание о будущем».

Много времени также было посвящено вопросам эстетики в курсе «Творчество и духовные ценности» который читала к.а.н. Е. Орлова. Интересно, что оба эти кура «встретились», когда весной в конце апреля мы выехали на экскурсию по объектам благотворительности 19-го века. И неудивительно, ведь из сохранившихся зданий – самые красивые как раз они: больницы, приюты, ремесленные училища, больничные храмы и т.д.

Были и другие очень важные вещи – патронаж, первая помощь, которые нам читали преподаватели 1-го Медицинского института и Московского отделения Общества Красного Креста.

Безусловно полезными были и «законодательная база благотворительности» к.ю.н. М. Слюсаренко,  и «основы фандрайзинга» (С.И. Матвеев), то есть поиски финансирования благотворительных акций и проектов. По окончании 1-го курса мы, в основном индивидуально, подготовили и доложили свой благотворительный проект – результат всего, чему научились и что избрали в качестве будущего направления своей добровольческой работы. Часть из них уже действует, как, например, известный многим – «Шерстяные вещи для заключенных-туберкулезников», остальные в процессе воплощения.

Мы уверены, что все наши проекты будут осуществлены. Главной особенностью наших первых шагов в добровольческом служении является то, что во всех делах, которые мы совершаем, мы участвуем всем курсом. Уже с конца первого учебного года мы начали посещать дома ребёнка – для сирот ВИЧ-инфицированных детей и для детей с поражением центральной нервной системы (ЦНС). Сейчас нам удивительно вспоминать, какой мы испытывали страх перед первым соприкосновением с бедой этих детей. Но нас всегда поддерживала М.В. Шуберт – психолог, которая читала курс «Возрастная психология», сама много проработавшая в детских домах и детских деревнях. Завершился наш первый курс паломничеством в Коломну, где мы посетили 2 монастыря и познакомились с их благотворительной работой. Уже в конце первого курса мы испытывали ощущение, что нам рано расставаться, что есть что-то, что требует «подпитки»…

В самом начале учебы, на первой открытой встрече с добровольцами, руководитель Проекта «Школа добровольцев милосердия», директор Фонда христианского просвещения и милосердия имени святителя Луки Войно-Ясенецкого – С.И. Матвеев сказал, что подготовка добровольцев будет вестись в трех ракурсах – тела, души и духа. Действительно, пройдя основы первой помощи, патронажа, мы поняли, как можно помочь тому, кто страдает телесно; курсы психологии – тому, кто страдает душевно, а также себе и своим ближним, если мы попадаем в трудные ситуации. Осталось укрепиться духовно.

Так возникла идея курса «миссиология», которая читалась о. Михаилом Пуховым в приложении к нашему служению. А значит – быть второму курсу!

Продолжается учеба, а также работа в домах ребёнка, теперь еще и в реабилитационном центре г. Плес Ивановской области. Открылось новое направление – кукольный театр, который незаменим в общении с детьми, отстающими в развитии. Продолжается работа над проектами…

Но как жаль расставаться! Те, кто проучился два года – сроднились в служениях, паломничествах, в молитве. Из этого чувства родилась новая идея – Клуб добровольцев милосердия. Уже написан Устав и определены направления работы Клуба: кураторство Школы, работа с заключенными, служение в домах ребёнка, паломничества, обмен опытом с другими организациями, издательская деятельность и т.д. Намечено совместно с Музеем благотворительности и меценатства проведение серии конференций (круглых столов).

            Так что расставаться никто не будет, наоборот, будем собираться и собирать.

На втором курсе читались  такие дисциплины:

аскетика

С.И. Матвеев

основы иконографии

Юлия Никитина

экклезиология

о. Владимир Лапшин

благотворительность в католической церкви

д. Антонио Санти

основы христианской антропологии

к.ф.н. Л.И. Василенко

сравнительное богословие

П. Куличенко